Казнить или помиловать? — обзор настольной игры «Остаться в живых: Неизведанные земли»


Мне всегда очень нравится писать обзоры на те игры, которые мне очень нравятся. На те игры, которые мне не нравятся, я обзоры писать не люблю (что логично=)). Но все гораздо хуже, когда у меня нет устоявшегося мнения насчет какой-то настольной игры. В таком случае боишься, что ты что-то не так напишешь и тебя неправильно поймут. Нужно в голове все детально продумать, чтобы обзор получился достоверным и понятным.

Вы наверняка уже слышали или даже играли в игру Остаться в живых: Неизведанные земли, которая в прошлом году вышла у FFG и Hobby World. Игра вызвала неоднозначные реакции у игравших, но я все-таки решился на то, чтобы самостоятельно ознакомиться с Остаться в живых и составить свое мнение. Сумасшедший ли я? Да, как и все настольщики, в принципе=)

Что мы берем с собой в приключение

Настольная игра Остаться в живых имеет грандиозную задумку по комплектации. Купив коробку, вы получите некий рандомный уникальный вариант компонентов. Конечно, это не значит, что кому-то достанутся одни кубики, а кому-то только миплы. Но тайлы местности, карты персонажей и игровых предметов в разных коробках могут отличаться.

img_3187

Я не совсем понимаю, почему это именно так реализовано. Наверное, чтобы был интерес к покупке еще одной коробки, или же можно обменяться с кем-то коробками и попробовать пройти новые сценарии.

img_3188

Итак, что же вы получите, если купите Остаться в живых? 34 тайла местности, 4 пластиковых фигурки выживших, огромная куча мелких жетончиков, 4 планшета-крутелки персонажей, куча карточек (маленьких и больших). Как обычно это бывает у известного американского издательства Fantasy Flight Games, компонентов просто уйма, а органайзера просто нету. Это печальная печаль, поэтому советую всем, кто собрался взять себе эту игру, обзавестись зиплоками, чтобы не пришлось сильно много времени тратить на подготовку игры.

Качество же отличное, как это всегда бывает у FFG.

И проснулись вы сами не знаете где…

Итак, что же такое вообще Остаться в живых? Это игра, в которой игрокам предстоит выживать в незнакомой местности. Играть предстоит по сценариям (всего их в коробке 4 штуки, но есть еще один дополнительный сценарий, в котором игроки просто месятся друг с другом). Заранее никто не знает, какие сценарии попадутся вам в коробке. Например, у меня попались приключения в пустыне и заснеженные горы. А еще бывают остров и лес.

img_3192

Каждый сценарий начинается одинаково — вы просыпаетесь и обнаруживаете себя в неизвестном месте. Первая карта сценария дает вам задание, которое поможет вам разобраться в том, что с вами случилось. Так как все задания уникальны, то я в этом обзоре не буду спойлерить о том, как проходить конкретные сценарии и на чем они завязаны. Но об основном фундаменте, на котором зиждется данная настолка, с удовольствием расскажу.

img_3193

Сначала перед игрой мы должны выбрать сценарий, который хотим разыграть. На каждую местность приходится по 2 сценария. Раскладываем тайлы местности лицевой стороной вниз, готовим нужные жетоны и колоды карт, каждый игрок получает карту персонажа и мипл, который размещается на единственном открытом тайле возле клетки с костром. Как правило, первая карта сценария (сценарий состоит обычно из примерно 3 карт) требует найти на одном из закрытых тайлов что-то, после чего открывается вторая карта, которая содержит новое условие.

img_3201

Игра разбита на раунды, а раунды разделены на 2 фазы — фазу дня и фазу ночи. В фазу дня игроки выполняют разные действия, оплачивая их выносливостью (1 действие = 1 выносливость). Вот какие действия доступны игрокам:

  • сбор. Можно перевернуть жетон, который находится на той же клетке, что и ваш мипл, и разыграть его (если там ресурс — забираем его себе, если существо — вступаем с ним в битву, если событие — берем карту с нужным номером и разыгрываем его действие);
  • перемещение и сбор. За перемещение на одну клетку тратится столько выносливости, сколько требует ландшафт (от 1 до 3), за сбор же при этом платить выносливостью уже не надо;
  • разведка. Стоя на краю открытого тайла, можно потратить выносливость, чтобы открыть соседний закрытый тайл. На новый тайл тут же выкладываются жетоны, изображенные на открытом фрагменте поля;
  • обмен. Если вы стоите на одной клетке с другим выжившим, то с ним можно будет совершить обмен предметами, ресурсами или чертежами;
  • создание предметов. У каждого игрока есть на руках карта чертежа, по которому можно скрафтить какой-нибудь полезный предмет, затратив на это несколько ресурсов, указанных на карте. Игрок получает готовый предмет и берет новую карту чертежа;
  • исследование. На некоторых клетках поля стоят циферки. Это значит, что эту клетку можно исследовать, т.е. взять карту события с соответствующим номером из стопки и разыграть ее свойство. Событие может скрывать появление опасного существа, полезное мгновенное свойство или ценный предмет, который можно взять с собой;
  • восстановление. У каждого персонажа есть 3 так называемых пункта здоровья. По ходу игры можно получить рану, обезвоживание, истощение, отравление, на каждое из которых тратится 1 пункт здоровья. Потратив еду, можно излечить одно истощение, вода лечит обезвоживание, а лекарство помогает при недомогании. Лечить также можно другого выжившего, с которым вы стоите на одной клетке;
  • приготовление мяса. Если вы находитесь у костра, можно обменять жетоны мяса на жетоны еды;
  • разжигание костра. Разжечь можно только потухший костер (жетон костра переворачивается другой стороной вверх);
  • действие карты. Если на карте есть действие, помеченное стрелочками, его можно разыграть.

img_3223

Из интересных нюансов отмечу следующие: у каждого персонажа есть одна уникальная способность; получив четвертый урон, персонаж погибает и его игрок выбывает из игры; жетоны чудовищ передвигаются по карте и могут нападать на игроков.

Когда все игроки отыграют действия, наступает фаза ночи. При этом открывается карточка ночи, содержащая несколько пунктов событий, которые касаются игроков. Обычно ночь всегда пополняет запас выносливости игроков (поспали, отдохнули). Также ночью могут произойти нападения на игроков, неожиданные обезвоживания или еще какие-нибудь мало приятные события.

img_3237

На последней карте каждого сценария указано, что должны сделать игроки, чтобы победить. Как правило, каждый игрок спасается по отдельности (если он успешно выполняет условие последней карты, его фигурка убирается с поля и он становится наблюдателем).

Не могу сказать, что правила в игре сложные, но нюансов хватает с лихвой, поэтому можно легко о чем-то забыть и сыграть неправильно.

Я — не последний герой! (с)

Пожалуй, это мой первый опыт с играми-выживалками. Я знаю, что этот жанр популярен в компьютерных играх, а также есть настольные игры, в которых нужно исследовать соседние земли и пытаться выжить в суровых условиях дикой природы. Например, Робинзон Крузо Тшевичека и 7th Continent. Судя по отзывам, авторы игры Остаться в живых вдохновлялись именно Седьмым континентом.

img_3194

Хотя, вот честно говоря, анонс этой игры меня ни капельки не заинтересовал. Я не очень понял, зачем делать коробки с игрой рандомными. Оформление игры не вызвало у меня восторга. Идея исследования земель показалась вторичной. Изменилось ли у меня что-то после того, как я сыграл в Остаться в живых?

img_3209

Оказалось, что мне все-таки очень нравится заниматься исследованием. В этой игре нужно постоянно открывать новые тайлы и заглядывать под жетоны, которые могут таить приятные и не очень приятные сюрпризы. Наверное, каждому человеку интересно самостоятельно раскрывать секреты, заглядывать в туманные земли, бороться со страхом и любопытством.

img_3198

Обычно тайл местности в Остаться в живых содержит пару мест для жетонов и одну клетку, доступную для исследования. Заниматься исследованием необходимо, так как карты сценариев обычно содержат задания, требующие нахождения конкретного места. При стартовой раскладке тайлов нужные плашки всегда находятся в самых дальних местах, поэтому будьте добры прогуляться по пустыне или горам, чтобы выполнить квест.

img_3225

Мы играли вчетвером, поэтому каждый игрок получал задание идти в конкретном направлении, собирая все подряд, что попадется по дороге. Один из игроков находил нужную точку, которая продвигала нас по сюжету, и далее в таком же темпе. Примерно так играются абсолютно все сценарии — бегаешь из точки А в точку Б, собираешь ресурсы, убиваешь по ходу кого-то и борешься с трудностями ночи.

img_3205

Если говорить о том, что мне больше всего понравилось в игре, так я могу отметить в первых числах действия, которые можно осуществлять в свой ход. Их реально много и многие из них весьма полезны. Не могу сказать, что ты аж теряешься, пока выбираешь, что предпринять, но их вариативность довольно высокая. Можно гулять по местности, можно подглядывать под жетоны, можно с кем-то драться, можно крафтить предметы, можно заглянуть в таинственное дупло или залезть в страшную пещеру. Главное, нужно помнить про то, что чем дольше вы играете, тем сложнее будет выживать в ночи, поэтому гулять по карте, разинув рот, не стоит — зря потеряете время.

img_3207

Карты ночи — вторая классная штука, которая мне понравилась. Ночью может происходить много разных событий. Гарантированно вы восстановите выносливость, а вот что случится еще — всегда происходит по-разному. Можно заболеть, тебя могут покусать злые койоты, у тебя могут воры украсть артефакт. От плохих событий можно отбиться потерей ценных ресурсов, поэтому желательно их копить заранее (особенно еду и воду). Карты ночи не дают расслабиться, с каждым раундом все туже затягивая петлю вокруг шей игроков.

img_3233

События в игре происходят довольно обычно. Как правило, нужно придти на какую-нибудь клетку с неким чудом, взять карту с отмеченным на клетке номером и зачитать текст. К сожалению, конкретной цифре соответствует конкретная карта, поэтому если переигрывать сценарий, то чуда не произойдет и вы разыграете именно то конкретное событие, которое и было запланировано авторами. То есть все сценарии развиваются по одному скрипту.

img_3234

Бои происходят на кубиках, и они тоже несложные. На карте монстра указано, сколько нужно выбросить на кубике, чтобы нанести ему урон, и сколько нужно выбросить на другом кубике, чтобы он нанес урон вам. Бросается 2 кубика сразу (белый и красный) и выясняется, кто кого. По своему опыту хочу сказать, что  на бой сильно много действий тратить не стоит (если только это не биг-босс=)). Бои довольно рандомные (кубики все-таки), поэтому если за 1-2 раза не завалил поганую змеюку, то лучше идти дальше к прохождению миссии, чем душить рептилию до последнего вздоха.

img_3210

Собственно, это все самое положительное, что я нашел для себя в игре. Далее пойдут неоднозначные впечатления, которые могут восприняться как положительно, так и отрицательно.

Пунктов много, начнем с самого очевидного — однобокость сценариев. Все сценарии требуют что-то найти, принести, потратить и убить. Неважно, что за местность вам попалась — суть их будет примерно одинакова. Да, это будут совсем другие по лору сценарии, но механика их выполнения не сильно разнится. Я не могу сказать, что меня это сильно коробит. Я в детстве играл в Марио на восьмибитке, в которых тоже уровни повторялись, только они становились с каждым разом все сложнее, и это мне нравилось. Тут примерно такая же ситуация. Мы лихо прошли первый сценарий, но второй нас дико обломал, когда у нас не осталось ни одного выжившего, а до третьей карты сценария нам было как до Луны. Лично мне хотелось бы видеть чуть больше вариативности в сценариях. Но повторюсь, что для такого новичка в выживалках, как я, вполне сойдет и такой набор. Если вы искушенный игрок — вам скорее всего будет мало.

img_3200

Персонажи. С одной стороны клево, что персонажей много, и вам есть из чего выбрать. Перед игрой каждый игрок получает 2 карты персонажа и выбирает одну из них. Каждый персонаж дает игроку уникальную способность. Но с другой стороны никто не знает, понадобится ли вам эта способность в течение игры. Например, вы берете персонажа, который имеет бонус в сражениях (можно смыться без последствий), но за игру вы можете так ни разу и не вступить в бой. Абилка персонажа не говорит, как вам следует играть, она лишь дает возможность. А пользоваться ею или нет — это зависит от вас и ситуации на поле. Согласитесь, немного обидно, когда за всю игру тебе не понадобилась способность персонажа, да еще и к тому же вы не смогли выжить (т.е. победить в игре).

img_3211

Чертежи. Крафт — это круто! Идея действительно прикольная — бегаем по карте, собираем камешки-деревяшки, собираем из них лук и шмаляем стрелами по горным козлам. По факту же все немного не так радужно. Чертежи уникальные, и они требуют траты разного количества ресурсов. Но зачастую так получается, что вам нужны какие-нибудь шкуры, а они вам не попадаются на пути. А игрок, у которого шкура есть, находится на другой стороны карты, и сделать обмен с ним довольно сложно. Иногда ты за партию можешь скрафтить 3 предмета, а иногда с трудом один. Как бы по законам выживания это вполне нормально. Все-таки Остаться в живых — это же вам не еврогейм.

img_3203

И вот тут сразу же напрашивается следующий неоднозначный момент — рандом. Его в игре много. Хорошо это или плохо? Я знаю, что многие из вас считают меня мягким в плане оценки игр, но я действительно не знаю, к чему отнести фактор рандома. Понимаете, стилистика игры это одобряет. Легкой прогулки у вас не должно получиться, именно поэтому вы бросаете кубики в сражениях, раскладываете тайлы местности случайным образом во время подготовки игры, случайно берете карты чертежей и персонажей. Вы можете легко дойти до третьей карты сценария, а можете и погибнуть на первой же карте. Это нужно для того, чтобы вы сыграли не одну партию, проходя сценарии. Поэтому коварство рандома вы сможете оценить только индивидуально. Но для меня это неотъемлемый атрибут игр-выживалок.

img_3218

Выбывание из игры. Оно есть, и это опять индивидуальный пункт. Мы привыкли к тому, что в современных играх не приветствуется досрочное выбывание из игры. Но тут оно есть. Вы можете нахватать быстро 4 раны и дальше только сидеть и наблюдать за игрой или играться в телефончике. Более того, не могу утверждать про все-все-все сценарии, но в некоторых из них выиграть может вообще только 1 игрок. Или 2, если повезет. Или 3, если ну прям ОЧЕНЬ повезет. У меня была такая ситуация, когда мы дошли до финала, нам дали испытание, первый игрок очень старался, ему помогали, и он прошел его. Мы взяли финальную карту, а на ней написано, что спасся только тот, кто участвовал в финальной битве. Остальные должны повторно пройти то же испытание. И мы такие «чтооооо?». Мы потратили все свои плюшки, чтобы помочь спасшемуся игроку, а в итоге он выиграл, а мы нет.

img_3212

И тогда мне есть смысл рассказать о полукооперативности игры. С одной стороны мы все делаем сообща. Очень трудно проходить сценарии, если каждый будет играть сам по себе. Но при этом в некоторых моментах необходимо действовать эгоистично, чтобы победить. О да, тут есть тонкая грань между коопом и полукоопом. Собственно, я сам привык к тому, что вы или играете против всех, или вместе со всеми. Когда партия заканчивается, и оказывается, что из четырех человек выжил только один, хотя все играли одинаково хорошо, то становится не очень понятно, выиграл ты или нет=) В принципе, можно переиграть тот же сценарий и поставить себе задачу, чтобы выиграли все игроки. Это довольно неплохой вызов игре. Правда, для этого нужно, чтобы игра нравилась. Например, в моей игровой компании пока не возникло желания переиграть пройденные сценарии с бОльшим эффектом (ну у нас и игр-то дофига, есть во что еще сыграть=)).

img_3213

Случайное наполнение коробки. Честно говоря, я не в курсе того, по какому принципу делалась раскладка каждой копии игры. Но насколько я знаю, все перемешивалось так, чтобы все сценарии были проходимы. Т.е. в вашей игре вы не найдете таких карточек, которые стопорят игровой процесс своими действиями. При этом в своей коробке я нашел довольно много повторных карт, или таких карт, из которых нужно выбрать только одну на партию. Есть ощущение, что никто не занимался выверкой каждой копии игры. Нам, игрокам, самим приходится заниматься сортировкой карточек, оставляя лишние в стороне. Я к этому тоже как-то не особо привык. Есть ощущение, что ты покупаешь не целую игру, а бустер к игре=)

img_3230

Реиграбельность. Что может заставить вас попробовать сыграть в эту игру снова? Прежде всего непройденные сценарии. У нас таких насчитывается пока что 2 штуки, поэтому тяга к игре осталась, ибо интересно узнать, что же нас ждет в самом конце. Второй момент — постараться пройти сценарии в полном составе. Тоже хороший вызов игре. Третий момент — постараться исследовать все, что можно. В игре встречаются такие локации, которые спрашивают, есть ли у нас какой-то предмет. Бывает, что у нас его нету, и тогда нам не дают что-то, что могло быть для нас полезным. Так вот когда я переигрываю сценарий, то стараюсь заранее подготовиться, когда знаю, что в таком-то месте мне нужно то-то и то-то, ибо хочется узнать все секреты. Теоретически, если игра более-менее зайдет, сыграть можно раз 7-8. Потом игру можно положить на полку и достать ее, когда забудутся основные моменты сценариев. А можно продать или обменять игру на такую же, но с другими локациями.


Вставлю тут жирную черту, чтобы отделить мнения по пунктам от общего мнения по игре, которое будет прямо сейчас. Ощущения от игры конечно неоднозначные. Заочно я думал, что игра будет хуже, чем она оказалась, поэтому у меня случился положительный синдром заниженной оценки. У меня есть знакомые, которые меня предупреждали, что игра плоха до невозможности и это просто провал года. Я же не могу так сказать. Игре, конечно, кое-чего не хватает, но и крайне унылой я ее назвать не могу.

img_3215

Для меня Остаться в живых — это смелый эксперимент. Мне кажется, что FFG просто хотело сделать что-нибудь новое, популярное в данный момент времени, чтобы быть в тренде. Может быть издательство вдохновилось игрой 7th Continent, в которой можно было заниматься исследованием, и они захотели сделать что-нибудь похожее, но для более массовой аудитории.

img_3226

Рандомное наполнение коробки — это тоже смелый эксперимент. У меня есть подозрение, что ФФГ просто готовит нас к какому-то более серьезному проекту, осваивая данную технологию. Помните, тем же самым занимался Уве Розенберг со своим Пэчворком? Может быть это была подготовка к Keyforge, чтобы посмотреть, как работает данная система рандомизации? А может быть через год-два нас ждет анонс новой игры-выживалки с исследованиями. Все может быть.

img_3228

Мне в игре дико нравится инструментарий (что вы можете делать), неизвестность перед будущим (не знаешь, что тебя ждет в следующей карте сценария), нравится счетчик времени (карты ночи, которые с каждым новым раундом бьют больнее). Но мне хотелось бы видеть больше сценариев в коробке, и чтобы они были более разнообразные. У меня сложилось впечатление, что мы играем в какую-то приятную демку. Хотя мне кажется, что у меня такие впечатления по большей части из-за того, что игра все-таки больше рассчитана на новичковую аудиторию. Остаться в живых — это простая семейка. Если вы настраиваетесь на что-то большое и сложное, то боюсь, что вы сильно разочаруетесь. Дело в том, что все мы давно привыкли к тому, что ФФГ делает мощные игры, огненное хардкорище для настоящих пацанов и девчонок. Если бы Остаться в живых выпустило какое-то небольшое независимое издательство, не было бы столько хэйта в интернете.

img_3239

Так как у меня не было опыта с похожими играми, то в качестве старта Остаться в живых вполне сойдет. После нескольких сыгранных партий в эту игру мне стало очень интересно узнать, как играется Робинзон Крузо, который, судя по отзывам, получился лучше Остаться в живых. То есть данная игра дала мне толчок к чему-то другому, и я считаю, что это хорошо.

Имхо, этой игре очень мешает ее стоимость. В Беларуси игра стоит 129 рублей (плюс-минус). За эти деньги можно купить Маленький мирRuneboundДревний ужасЯрость ДракулыFalloutРобинзона Крузо, новую ЦивлизациюИгру престоловАгриколуУжас Аркхэма. И я честно не могу найти кучу весомых предлогов, чтобы вы купили вместо этих игр Остаться в живых. На мой взгляд эта игра должна стоит в 2 раза меньше, тогда бы все ее плюсы и минусы уравновесились. За небольшие деньги мы получили бы неплохую выживалку. В конкретном случае я могу посоветовать купить эту игру вскладчину, если у вас есть крепкая игровая компания.

img_3241

В заключение хочу сказать, что действительно не так страшен черт, как его малюют. Играть и получать удовольствие от игрового процесса в Остаться в живых вполне можно. Главное, забудьте, что это FFG, и помните про высокий процент случайности и выбывание из игры. Хотя американцы на самом деле могли все сделать лучше, совершенно точно могли, ибо, извините, это ж сам Конеска…